Создание хранителя экрана (Screen Saver)Delphi , Графика и Игры , ScreenSaver и ScreenMateСоздание хранителя экрана (Screen Saver)Время от времени я наблюдаю вопросы с просьбой рассказать о процессе создания с помощью Delphi хранителя экрана, которого можно было бы выбрать с помощью панели управления (Control Panel / Desktop). После того, как я увидел несколько общих ответов, частично отвечавших на заданный вопрос, я решил создать данный совет и полностью посвятить вас в технологию создания хранителя экрана Windows от начала до конца. Приведенный ниже код позволяет создать предмет нашего разговора, а именно - простой хранитель экрана Windows. Полный исходный код данного хранителя приведен в конце совета. Ну а теперь обсудим подробности создания этого типа программ, являющихся ровесниками первого компьютера. Вступление Хранитель экрана Windows является обыкновенным исполнимым приложением Windows, имеющим в отличие от стандартных программ расширение .SCR. Тем не менее, для корректного связывания с панелью управления, хранитель должен соблюдать определенные требования. В общих чертах программа должна:
Ниже я попытаюсь показать, как каждое из этих требований может быть удовлетворено с помощью Delphi. С самого началаХранитель экрана, который мы собираемся создать, во время очередного простоя компьютера очищает экран и рисует затененные сферы в произвольных местах экрана, периодически их стирая и начиная заново. Пользователь может определить максимальное количество выводимых на экран сфер и скорость их рисования. Прежде всего создайте новый, пустой проект, выбрав пункт New Project из меню File. (Если вы находитесь в репозитарии, выберите "Blank project".) Конфигурационная форма
Первое, что видит большинство людей при запуске хранителя экрана - диалог настройки. В нем пользователь может определить значения для специфических опций хранителя экрана. Для того, чтобы создать такую форму, измените свойства Form1 (создается автоматически при создании нового проекта) как показано ниже: BorderIcons [biSystemMenu] biSystemMenu True biMinimize False biMaximize False BorderStyle bsDialog Caption Configuration Height 162 Name CfgFrm Position poScreenCenter Visible False Width 266 Нам необходимо предоставить возможность изменять максимальное количество сфер, выводимых на экране, их размер и скорость рисования. Для того, чтобы это сделать, добавьте следующие три компонента Label (из палитры Standard) и компонент SpinEdit (из палитры Samples): (Примечание: Для быстрого размещения этих компонентов на форме скопируйте этот текст в буфер обмена и замените текст описания формы, выводимый при нажатии на пункт меню "View as Text" контекстного меню формы.)
Наконец, нам необходимы три кнопки -- OK, Отмена и Тест. Кнопка Тест не является стандартной для диалогов настройки хранителей экрана, но она позволяет удобно и легко проверить сделанные изменения. Добавьте следующие три кнопки, используя компоненты BitBtn из палитры "Additional":
Для того, чтобы мы могли управлять формой и текущими значениями, нам необходимо создать некоторый код. Для начала мы должны обеспечить возможность загрузки и сохранения текущей конфигурации. Чтобы сделать это, мы должны сохранить значения размера и скорости рисования сфер в файле инициализации (*.INI) в директории Windows. Объект Delphi TIniFile - именно то, что нам нужно. Перейдите к редактору кода модуля Setup и добавьте следующее объявление в секции используемых модулей:
Затем добавьте следующие объявления процедур в секцию private модуля TCfgFrm:
Теперь создайте код самих процедур после секции uses в разреле реализации:
Для обеспечения необходимой функциональности нашей формы нам необходимо создать обработчики некоторых событий, чтобы правильно и в нужный момент загрузить или сохранить конфигурацию. Сначала, в момент запуска программы, нам необходимо автоматически загрузить сохраненную конфигурацию. Для этого нам нужно обработать событие событие OnCreate нашей конфигурационной формы. Дважды щелкните на событии OnCreate в Инспекторе Объектов и введите следующий код:
Далее дважды щелкните на кнопке OK. Нам необходимо сохранять текущую конфигурацию и закрывать окно при каждом нажатии данной кнопки, поэтому введите следующий код:
Для того чтобы закрыть форму, не сохраняя результаты, напишите следующий обработчик для кнопки Отмена (дважды щелкните по ней):
Наконец, чтобы протестировать хранителя экрана, мы должны вывести на экран его форму (которую мы еще не создали). Дважды щелкните на кнопке Тест и введите следующий код:
Затем добавьте "Scrn" в список используемых модулей в секции реализации. Scrn - это модуль формы хранителя экрана, который мы создадим в следующем шаге. Ну а пока сохраните созданный нами модуль с именем "Cfg", выбрав пункт "Save File As" в меню "File". Форма хранителя экранаСам хранитель экрана будет просто большой, черной формой без заголовка, занимающей весь экран, на котором и будет разворачиваться наше представление. Для того, чтобы создать вторую форму, выберите пункт New Form в меню File или "Blank form" в репозитарии. BorderIcons [] biSystemMenu False biMinimize False biMaximize False BorderStyle bsNone Color clBlack FormStyle fsStayOnTop Name ScrnFrm Visible False Расположите на форме единственный Delphi компонент - таймер из палитры System. Установите его свойства как указано ниже:
Больше никаких компонентов для этой формы не потребуется. Тем не менее мы должны добавить некоторый код, осуществляющий рисование затененных сфер. Переключитесь в редактор кода на модуль формы ScrnFrm. В секции private TScrnFrm добавьте следующее объявление процедуры:
Теперь, в секции реализации модуля, добавьте код для данной процедуры:
Как вы можете увидеть из кода, мы задаем координаты (x,y) верхней части, левый угол сферы, а также диаметр и базовый цвет. Затем, для того, чтобы нарисовать сферу, мы создаем градиент от базового до самого яркого цвета. Изменяя шаг за шагом цвет кисти, мы рисуем и заполняем каждый раз концентрический круг меньшего диаметра. Наверняка вы также обратили внимание на то, что функция периодически обращается другой функции, именуемой Min(). Так как это функция не является стандартной функцией Delphi, мы должны добавить ее объявление к данному модулю, выше объявления DrawSphere().
Для периодического вызова функции DrawSphere() мы должны реагировать на событие OnTimer компонента Timer, который мы добавили к форме ScrnFrm. Дважды щелкните на этом компоненте и заполните автоматически созданный скелет процедуры следующим кодом:
Данная процедура осуществляет подсчет рисуемых сфер и осуществляет восстановление (стирание) экрана при достижении максимального числа сфер. Кроме этого, она вычисляет случайную позицию, размер и цвет следующей выводимой сферы. (Примечание: диапазон цветов ограничен только первой половиной спектра яркости для обеспечения большей глубины тени.) Возможно вы уже обратили внимание, что процедура tmrTickTimer() обращается к форме CfgFrm для получения текущих значений конфигурации. Для того, чтобы эта ссылка работала, добавьте в секцию используемых модулей следующие строчки:
Затем нам необходим способ деактивирования хранителя экрана при нажатии любой клавиши, передвижении мыши или потери фокуса. Реализация этого возможна только с помощью обработчика события Application.OnMessage, которое может реагировать на необходимые для выхода их хранителя экрана сообщения. Для начала добавьте следующее объявление переменной в секции реализации модуля:
Эта переменная необходима для хранения оригинальной позиции курсора мыши для ее последующего сравнения. Теперь добавьте следующее объявление в секции private модуля TScrnFrm:
Добавьте соответствующий код в секцию реализации модуля:
При получении системного сообщения WM_MOUSEMOVE мы сравниваем новые координаты мыши с оригинальными. Если перемещение мыши превысило допустимое значение (в нашем случае порог составляет 5 пикселей), закрываем хранитель экрана. Далее проверяем нажатие клавиши или передачу фокуса другому окну или диалогу, и в этом случае также закрываем хранитель. Чтобы процедура работала, нам нужно передать обработчику события Application.OnMessage оригинальную позицию курсора мыши. Лучшее место для получения координат курсора находится в обработчике события формы OnShow:
В данном участке кода мы также задаем периодичность срабатывания таймера и активизируем его, а также прячем курсор мыши. Следующий код не является обязательным, но тем не менее мы включим его в обработчик события OnHide:
И, наконец, нам необходимо убедиться, что при запуске форма хранителя экрана занимает целый экран. Для этого добавьте следующий код в обработчик события формы OnActivate:
Сохраните созданный нами модуль ScrnFrm под именем "SCRN.PAS", выбрав пункт Save File в меню File. Описание хранителя экрана
Вы можете определить текст, который появится в списке хранителей экранов в Control Panel / Desktop, добавив директиву {$D текст} к исходному файлу проекта. Директива $D вставляет текст в описание модуля выполняемого файла. Чтобы Панель Управления "поняла" этот текст и принадлежность файла к хранителям экрана, описание должно начинаться с зарезервированного слова "SCRNSAVE". Выберите пункт Project Source из меню View для редактирования исходного кода проекта. Под директивой "{$R *.RES}" добавьте следующую строчку:
Теперь при выводе списка доступных хранителей экранов в Контрольной Панели вы увидите текст "Spheres Screen Saver", позволяющий выбрать ваш маленький шедевр. Активный режим и режим конфигурации
Windows запускает программу хранителя экрана при двух возможных условиях: 1) при активизации хранителя экрана, и 2) когда необходимо изменить его настройки. В обоих случаях Windows запускает одну и ту же программу. Для запуска программы в одном из двух режимов предусмотрен параметр командной строки - "/s" для активного режима и "/c" для режима конфигурации. Для корректной работы с Панелью управления наш хранитель экрана должен проверять командную строку на предмет наличия одного из ключа. Активный режим
Когда хранитель экрана стартует в активном режиме (/s), нам необходимо создать и показать именно форму хранителя экрана. Но при этом нам также необходимо создать и форму конфигурации, поскольку она содержит все конфигурационные настройки. При закрытии формы хранителя экрана программа завершает свою работу. В этом режиме форма хранителя экрана является главной формой приложения - она запускается при старте приложения и при ее закрытии приложение завершается. Режим конфигурации
Когда хранитель экрана стартует в режиме конфигурации (/c), нам необходимо создать и вывести на экран конфигурационную форму. Но при этом нам также необходимо создать и форму хранителя экрана, поскольку пользователь может захотеть протестировать выбранные настройки. Тем не менее, при закрытии конфигурационной формы приложение также должно завершить свою работу. В этом случае мы определяем конфигурационную форму как главную форму приложения. Определение главной формы
В нашем случае нам необходимо идентифицировать ScrnFrm как главную форму приложения, если в командной строке присутствовал параметр /s, в противном случае главной формой приложения должна быть форма CfgFrm. Чтобы это сделать, необходимо знать одну недокументированную характеристику VCL объекта TApplication: главной формой приложения становится первая форма, создаваемая вызовом Application.CreateForm(). Таким образом, для определения главной формы приложения согласно параметрам, передаваемым во время выполнения программы, следует отредактировать исходный код проекта следующим образом:
Просто изменяя порядок создания форм, мы автоматически устанавливаем главную форму приложения. Кроме того, основная форма будет показана автоматически, несмотря на то, что для обоих форм мы установили значение свойства Visible равным False. В результате мы получаем желаемый эффект с использованием минимального кода. (Примечание: для обеспечения показанной выше функциональности необходимо выключить опцию "Complete boolean eval" в пункте меню Options | Project | Compiler settings. В противном случае при отсутствии параметров командной строки будет возникать ошибка.) Для использования Delphi функции UpperCase(), необходимо включить модуль SysUtils в список используемых модулей исходного кода проекта как показано ниже:
Блокировка запуска второй копии
При разработке хранителя экрана необходимо учитывать один ньюанс - недопущение запуска второй копии хранителя. В противном случае Windows будет запускать хранитель экрана каждый раз при наступлении времени его активизации, даже в случае, когда он запущен. Для того, чтобы недопустить запуск второй копии нашего хранителя, отредактируйте исходный код проекта следующим образом:
Переменная hPrevInst является глобальной переменной, определенной в Delphi для ссылки на запущенные копиии текущей программы. Ее значение будет равно нулю, если хранитель экрана еще не был запущен. Теперь сохраните файл проекта с именем "SPHERES.DPR" и скомпилируйте программу. Вот мы и получили хранитель экрана, полностью удовлетворяющий всем нашим требованиям. В случае отсутствия параметров в командной строке программа переходит в режим конфигурации, заданный по умолчанию. Вы можете протестировать активный режим, передавая в командной строке первым параметр "/s". (Смотри Run | Parameters...) Установка хранителя экрана
После отладки и проверки хранителя экрана вы уже можете его установить и использовать в системе. Для этого скопируйте исполняемый файл (SPHERES.EXE) в директорию Windows и измените его расширение на .SCR, в результате чего вы получите файл с именем SPHERES.SCR. Затем, войдя в Панель Управления, дважды щелкните на иконке Desktop, и выберите Screen Saver | Name. Вы должны увидеть "Spheres Screen Saver" в списке доступных хранителей экрана. Выбрав его и нажав на кнопку ОК, вы тем самым сделаете его активным системным хранителем. Полный исходный код проекта хранителя экранаCfg.dfm
Congratulations, you've successfully created a Delphi screen saver program! Here's a brief overview of what the code does: 1. The `CfgFrm` form is used to configure the screen saver settings (number of spheres, size, and speed). 2. The `ScrnFrm` form is Комментарии и вопросыПолучайте свежие новости и обновления по Object Pascal, Delphi и Lazarus прямо в свой смартфон. Подпишитесь на наш Telegram-канал delphi_kansoftware и будьте в курсе последних тенденций в разработке под Linux, Windows, Android и iOS Материалы статей собраны из открытых источников, владелец сайта не претендует на авторство. Там где авторство установить не удалось, материал подаётся без имени автора. В случае если Вы считаете, что Ваши права нарушены, пожалуйста, свяжитесь с владельцем сайта. :: Главная :: ScreenSaver и ScreenMate ::
|
||||||||||||||||||||||||||||||
©KANSoftWare (разработка программного обеспечения, создание программ, создание интерактивных сайтов), 2007 |