В программировании на Object Pascal (Delphi/Free Pascal) одной из распространённых проблем является попытка проверить, был ли объект освобождён, или доступ к уже освобождённому объекту. В этой статье мы рассмотрим, почему такие проверки ненадёжны, какие существуют правильные подходы к управлению памятью и как избежать распространённых ошибок.
Проблема проверки освобождённых объектов
Как показано в обсуждении на форуме, многие разработчики пытаются создать функцию, которая бы проверяла, был ли объект освобождён. Вот пример такой попытки:
type
pobjectvmt=^tobjectvmt;
tobjectvmt=record
size,msize:SizeUInt;
parent:{$ifdef VER3_0}pointer{$else}ppointer{$endif};
end;
type
TobjHdr=record vmt: pobjectvmt; end;
PobjHdr=^TobjHdr;
function check_object(O: TObject; C: TClass): boolean;
var
_vmt : pobjectvmt;
InstSz:SizeUInt;
begin
if O <> nil then
begin
InstSz := C.InstanceSize;
_vmt := PobjHdr(O)^.vmt;
Result := not ( (_vmt = nil)
or (_vmt^.size = 0)
or (_vmt^.size <> InstSz)
or (_vmt^.size <> not(_vmt^.msize)+1)
);
end
else
Result := false;
end;
Хотя такая функция может работать в некоторых случаях, она принципиально ненадёжна по нескольким причинам:
После освобождения объекта память может быть переиспользована для других объектов
Менеджер памяти может не очищать освобождённую память сразу
Проверка VMT (Virtual Method Table) не гарантирует, что объект действительно валиден
Почему такие проверки опасны
Как отметил Martin_fr в обсуждении:
"Depending on how you compile, if you do MyObject.Free the memory will not be 'cleared'. So a ghost object will still be there. And any check that you may run, may take that ghost for a living thing."
Remy Lebeau добавил:
"Once an object is freed, all bets are off if you try to access the memory that the object occupied. You don't know what the content of the memory is, or even if the memory is valid anymore."
Правильные подходы к управлению памятью
1. Использование FreeAndNil
Стандартный и рекомендуемый подход - использование FreeAndNil:
var
Obj: TMyObject;
begin
Obj := TMyObject.Create;
try
// работа с объектом
finally
FreeAndNil(Obj); // Освобождает объект и обнуляет указатель
end;
if Assigned(Obj) then
// Этот код не выполнится, так как Obj = nil
end;
2. Механизм уведомлений (Notification) для компонентов
Для компонентов можно использовать встроенный механизм уведомлений:
type
TMyComponent = class(TComponent)
protected
procedure Notification(AComponent: TComponent; Operation: TOperation); override;
end;
procedure TMyComponent.Notification(AComponent: TComponent; Operation: TOperation);
begin
inherited;
if (Operation = opRemove) and (AComponent = FMyLinkedComponent) then
FMyLinkedComponent := nil;
end;
3. Использование TRefCountedObject
В LazUtils есть класс TRefCountedObject, который реализует подсчёт ссылок:
uses
LazUtils.ObjectLists;
var
Obj: TRefCountedObject;
begin
Obj := TRefCountedObject.Create;
try
Obj.AddReference;
// ...
if Obj.ReleaseReference = 0 then
Obj.Free;
except
Obj.Free;
raise;
end;
end;
4. Использование интерфейсов
Интерфейсы в Delphi автоматически подсчитывают ссылки:
type
IMyInterface = interface
procedure DoSomething;
end;
TMyObject = class(TInterfacedObject, IMyInterface)
procedure DoSomething;
end;
var
Intf: IMyInterface;
begin
Intf := TMyObject.Create;
Intf.DoSomething;
// Объект будет автоматически освобождён при выходе Intf из области видимости
end;
Альтернативные решения для сложных случаев
В обсуждении была предложена проблема с CAD-приложением, где объекты имеют сложные взаимосвязи. Для таких случаев можно рассмотреть:
Использование паттерна "Владелец":
Чётко определить, какие объекты владеют другими
Удаление объекта-владельца должно удалять все принадлежащие ему объекты
Граф зависимостей:
Реализовать систему, которая отслеживает зависимости между объектами
При удалении объекта система автоматически удаляет или обновляет зависимые объекты
Использование слабых ссылок:
Для связей, которые не должны влиять на время жизни объекта
Диагностика проблем с памятью
Для отладки проблем с памятью можно использовать:
Heaptrc: {$ifdef DEBUG} uses heaptrc; {$endif}
Компиляция с проверками: {$R+} // Проверка диапазонов
{$OBJECTCHECKS ON} // Проверка объектов
{$CHECKPOINTER ON} // Проверка указателей (только FPC)
Внешние инструменты:
Valgrind (для Linux)
FastMM (для Delphi)
Заключение
Попытки проверки, был ли объект освобождён, через анализ его памяти принципиально ненадёжны и могут привести к трудноуловимым ошибкам. Вместо этого следует:
Использовать FreeAndNil для освобождения объектов
Применять механизмы уведомлений для сложных связей
Рассмотреть использование интерфейсов или подсчёта ссылок
Чётко проектировать владение объектами в сложных системах
Как резюмировал jamie в обсуждении: "Save yourself from yourself and use FreeAndNil". Следование этим принципам поможет избежать многих проблем с управлением памятью в Delphi и Free Pascal.
Статья описывает опасности и правильные подходы к управлению памятью в Delphi и Pascal, включая проблемы доступа к освобождённым объектам и рекомендуемые методы их предотвращения.
Комментарии и вопросы
Получайте свежие новости и обновления по Object Pascal, Delphi и Lazarus прямо в свой смартфон. Подпишитесь на наш Telegram-канал delphi_kansoftware и будьте в курсе последних тенденций в разработке под Linux, Windows, Android и iOS
Материалы статей собраны из открытых источников, владелец сайта не претендует на авторство. Там где авторство установить не удалось, материал подаётся без имени автора. В случае если Вы считаете, что Ваши права нарушены, пожалуйста, свяжитесь с владельцем сайта.