Вопрос управления памятью является ключевым аспектом программирования на языке Delphi и Object Pascal. Особое внимание стоит уделить объектам, создаваемым в качестве параметров функций, поскольку их жизнь и освобождение от памяти требуют особого подхода.
Проблема
Рассмотрим два сценария, когда объекты создаются в качестве параметров функций и возвращаются как результаты работы функций:
Сценарий 1
var
FHTTPResponse: IHTTPResponse;
...
FHTTPResponse := HTTPClient.Post(RequestURL, TStringStream.Create(APostParams.ToString, TEncoding.UTF8));
В данном случае создается объект TStringStream, который передается в функцию THTTPClient.Post. Вопрос заключается в том, что происходит с памятью, выделенной под этот объект, если он создается разработчиком, но, по его мнению, не может быть освобожден им.
Сценарий 2
type
ExampleClass = class
private
FName, FValue: string;
public
constructor Create(AName, AValue: string);
function AsStringList: TStringList;
end;
implementation
function ExampleClass.AsStringList: TStringList;
begin
Result := TStringList.Create;
Result.Add(FValue);
Result.Add(FName);
end;
constructor ExampleClass.Create(AName, AValue: string);
begin
FValue := AValue;
FName := AName;
end;
Когда вызывается метод AsStringList класса ExampleClass, создается новый объект TStringList, который возвращается вызывающему коду. Вопрос состоит в том, не перекладывается ли ответственность за освобождение объекта на вызывающую сторону, и не является ли это нежелательным поведением.
Подтвержденный ответ
В Delphi переменные, параметры и возвращаемые значения типов объектов являются ссылками на объекты, а не сами объекты. Объекты размещаются только в динамической памяти, и их нельзя передавать по значению, только по ссылке.
Любой вызов метода Create() для создания объекта типа должен сопровождаться соответствующим вызовом Free() (или Destroy()) для освобождения объекта из памяти, иначе объект будет утерян.
Таким образом, в Сценарии 1 объект TStringStream будет утерян, если THTTPClient.Post() не принимает на себя владение и не освобождает его. В Сценарии 2 объект TStringList будет утерян, если вызывающий код AsStringList() не принимает на себя владение возвращенным списком и не освобождает его.
type
ExampleClass = class
private
FName, FValue: string;
FList: TStringList;
public
constructor Create(AName, AValue: string);
destructor Destroy; override;
function AsStringList: TStringList;
end;
implementation
// Реализация конструктора, деструктора и функции AsStringList с учетом владения объектом внутри класса
Или
type
ExampleClass = class
private
...
public
procedure AsStringList(AList: TStrings);
end;
implementation
// Реализация процедуры AsStringList для заполнения переданного списка
Выводы
Разработчикам важно понимать, кто является владельцем объекта и кто несет ответственность за его освобождение. В некоторых случаях лучше сохранить владение объектом внутри класса, а в других — передать ответственность за освобождение объекта вызывающему коду.
Заключение
Управление памятью в Delphi требует внимательного отношения к жизни объектов и их освобождению. Разработчикам необходимо четко понимать, кто является владельцем объекта, и планировать соответствующие действия по освобождению памяти, чтобы избежать утечек памяти и других проблем, связанных с некорректным управлением ресурсами.
Управление памятью в Delphi включает в себя необходимость контроля за созданием и освобождением объектов, особенно тех, которые передаются в качестве параметров или возвращаются из функций.
Комментарии и вопросы
Получайте свежие новости и обновления по Object Pascal, Delphi и Lazarus прямо в свой смартфон. Подпишитесь на наш Telegram-канал delphi_kansoftware и будьте в курсе последних тенденций в разработке под Linux, Windows, Android и iOS