Паттерн "Наблюдатель" является одним из основных паттернов проектирования, который позволяет объектам уведомлять другие объекты о событиях, на которые те подписались. В языке программирования Delphi, который использует Object Pascal, важно правильно управлять памятью при работе с паттерном "Наблюдатель", чтобы избежать утечек памяти.
Контекст проблемы
На сайте http://blogs.teamb.com/joannacarter/2004/06/30/690 представлена реализация паттерна "Наблюдатель" на основе интерфейсов. При использовании метода Attach создается список наблюдателей, и при вызове Detach происходит удаление наблюдателя из списка. Вопрос заключается в том, нужно ли освобождать ресурсы списка наблюдателей после его полного очищения.
procedure TSubject.Attach(Observer: IObserver);
begin
if fObservers = nil then
fObservers := TInterfaceList.Create;
fObservers.Add(Observer);
Notify;
end;
procedure TSubject.Detach(Observer: IObserver);
begin
if fObservers <> nil then
begin
fObservers.Remove(Observer);
if fObservers.Count = 0 then
fObservers := nil; // Освобождать ли здесь fObservers?
end;
end;
Подтвержденный ответ
В контексте использования интерфейсов в Delphi, нет необходимости вручную освобождать ресурсы, так как интерфейсы используют механизмы _AddRef и _Release для управления жизненным циклом объектов. Как только ссылка на интерфейс становится неактуальной, система автоматически вызовет _Release, что может привести к освобождению памяти, если счетчик ссылок достиг нуля.
Альтернативный ответ
Если fObservers объявлен как IInterfaceList, то он является интерфейсом, и в Delphi интерфейсные переменные ведут себя подобно умным указателям в C++, автоматически вызывая _AddRef и _Release при назначении. Следовательно, освобождение памяти не требуется.
Однако, если fObservers был бы объявлен как TInterfaceList, то это было бы объектом, и для объектов в Delphi не предусмотрены специальные действия при назначении. В таком случае, освобождение памяти с помощью Free было бы правильным.
Заключение
В Delphi при работе с интерфейсами и паттерном "Наблюдатель" важно понимать механизмы управления памятью, основанные на счетечиках ссылок. Это позволяет автоматизировать процесс освобождения памяти и предотвратить утечки. Ручное освобождение ресурсов обычно не требуется для интерфейсов, но необходимо для обычных объектов, если это явно не указано в объявлении переменной.
В качестве примера, рассмотрим код на Object Pascal (Delphi), который демонстрирует правильное использование интерфейсов в контексте паттерна "Наблюдатель":
type
IObserver = interface
['{...}']
procedure Notify;
end;
type
TSubject = class
private
fObservers: IInterfaceList;
procedure Attach(Observer: IObserver);
procedure Detach(Observer: IObserver);
procedure Notify;
public
constructor Create; override;
end;
constructor TSubject.Create;
begin
inherited Create;
fObservers := nil; // Инициализация списка наблюдателей интерфейсом
end;
procedure TSubject.Attach(Observer: IObserver);
begin
if fObservers = nil then
fObservers := TInterfaceList.Create(nil);
fObservers.Add(Observer);
Notify;
end;
procedure TSubject.Detach(Observer: IObserver);
begin
if fObservers <> nil then
begin
fObservers.Remove(Observer);
if fObservers.Count = 0 then
fObservers := nil; // Освобождение списка не требуется, если используются интерфейсы
end;
end;
procedure TSubject.Notify;
begin
if fObservers <> nil then
for var Observer in fObservers do
Observer.Notify;
end;
Этот код демонстрирует, что с интерфейсами в Delphi можно не беспокоиться о ручном освобождении памяти, если не происходит смешение интерфейсов с объектами, требующими ручного управления памятью.
Управление памятью при использовании паттерна 'Наблюдатель' в Delphi требует автоматизации освобождения ресурсов через счетечики ссылок интерфейсов, и обычно не требует ручного вмешательства для интерфейсов, но может потребоваться для обычных объектов.
Комментарии и вопросы
Получайте свежие новости и обновления по Object Pascal, Delphi и Lazarus прямо в свой смартфон. Подпишитесь на наш Telegram-канал delphi_kansoftware и будьте в курсе последних тенденций в разработке под Linux, Windows, Android и iOS